воскресенье, 18 апреля 2010 г.

Конрад Лоренц "Агрессия (так называемое "зло")"

Большое спасибо Димми, который фактически заставил меня прочитать эту книгу. 8-) Он очень часто на нее ссылался и очень активно рекомендовал - я просто не смог не поддаться, о чем ни капли не жалею.

Научно-популярная книга о роли агрессии в жизни животных и применение этих знаний к человеку. То, что агрессия по отношению к существам другого вида необходима - это интуитивно ясно безо всяких исследований (впрочем, это не говорит о том, что не надо исследованиями подтверждать интуитивные знания 8-)), а вот то, что внутривидовая агрессия имеет большое значение для сохранения и преуспевания вида в целом - это не тривиально и очень интересно. Рассматриваются очень разные типы этой внутривидовой агрессии, я не буду тут пересказывать, но поверьте - это очень любопытно. А вот как это все можно переложить на людей...

Вот, например, про любопытные "ошибки эволюции":
Мой учитель Оскар Хейнрот часто шутил: «После крыльев фазана-аргуса, темп работы людей западной цивилизации — глупейший продукт внутривидового отбора». И в самом деле, спешка, которой охвачено индустриализованное и коммерциализованное человечество, являет собой прекрасный пример нецелесообразного развития, происходящего исключительно за счёт конкуренции между собратьями по виду. Нынешние люди болеют типичными болезнями бизнесменов — гипертония, врождённая сморщенная почка, язва желудка, мучительные неврозы, — они впадают в варварство, ибо у них нет больше времени на культурные интересы. И все это без всякой необходимости: ведь они-то прекрасно могли бы договориться работать впредь поспокойнее. То есть, теоретически могли бы, ибо на практике способны к этому, очевидно, не больше, чем петухи-аргусы к договорённости об уменьшении длины их перьев.
И ведь трудно возразить! 8-)

Очень интересные факты о гомосексуальных контактах у животных (в основном автор рассматривает гусей, с ними он больше всего работал и их лучше всего знает). У нас как раз недавно была дискуссия об этом, и я как раз настаивал на том, что такое поведение эволюционно неоправданно - оказывается, ничего подобного! Два гусака могут образовывать "брачную пару" (а гуси из тех животных, которые вообще отличаются долговременными союзами - и в браке и в дружбе), и даже пробуют совокупляться (кстати, гусыни могут влюбляться в одного из членов такой семьи, но обычным порядком успеха не имеют, им приходиться долго - годами! - приучать супругов-мужчин к своему присутствию, и в конце концов может сложиться эдакий треугольник) - но основное преимущество такой однополой семьи в однозначном лидерстве в иерархии своей колонии - двум мужчинам, связанным такими крепкими узами и поддерживающими друг друга во всем, никто не может противостоять!

А еще книга по сути своей довольно сильно подкапывается под тезис "христианство дало людям моральные принципы". Все заповеди (ну, конечно, кроме "возлюби Господа") известны в животном мире и выполняются! И не убий, и не возжелай жены и имущества ближнего - это все эволюция вывела задолго до того, как человек сформулировал. Впрочем, это уже тема отдельного разговора...

Рассмотрение социального поведения человека и человечества в целом в свете внутривидовой агрессии очень не нравится автору. С одной стороны, человек давит в себе здоровую агрессивность, а с другой стороны - использует ее совершенно не в целях сохранения вида. Вот, например, мне очень понравилось такое высказывание:
Разумная, но нелогичная человеческая натура заставляет две нации состязаться и бороться друг с другом, даже когда их не вынуждает к этому никакая экономическая причина; она подталкивает к ожесточённой борьбе две политические партии или религии, несмотря на поразительное сходство их программ всеобщего благополучия; она заставляет какого-нибудь Александра или Наполеона жертвовать миллионами своих подданных ради попытки объединить под своим скипетром весь мир. Примечательно, что в школе мы учимся относиться к людям, совершавшим все эти дикости, с уважением; даже почитать их как великих мужей. Мы приучены покоряться так называемой политической мудрости государственных руководителей — и настолько привыкли ко всем таким явлениям, что большинство из нас не может понять, насколько глупо, насколько вредно для человечества историческое поведение народов.


Полностью освобождаться от агрессии автор считает очень вредным.
Ещё одно мероприятие, которое я считаю теоретически возможным, но крайне нежелательным, состояло бы в попытке избавиться от агрессивного инстинкта с помощью направленной евгеники.
Интересно, читал ли Лоренц Лема? За пять лет до выхода этой книги Лем в "Возвращении со звезд" очень ярко показал, к чему приводит такая попытка! "Сплошное ням-ням!"

Вот еще одна цитата, специально для "истинных патриотов":
Многие людские качества, которые от палеолита и до самого недавнего прошлого считались высочайшими добродетелями, многие девизы типа «права иль нет — моя страна», которые совсем недавно действовали в высшей степени воодушевляюще, сегодня уже кажутся мыслящим людям опасными; а тем, кто наделён чувством юмора, — попросту комичными. Это должно действовать благотворно! Если у индейцев-юта, этого несчастнейшего из всех народов, принудительный отбор в течение немногих столетий привёл к пагубной гипертрофии агрессивного инстинкта, то можно — не будучи чрезмерным оптимистом — надеяться, что у культурных людей под влиянием нового вида отбора этот инстинкт будет ослаблен до приемлемой степени.
Опасность гипертрофированной самоидентификации - это серьезно...

Ну и напоследок (а то что-то у меня получился совершенно нехарактерный для меня по размеру пост 8-)). Я никогда не думал о том, что поговорка "Лучшее - враг хорошего" имеет смысл в прямом значении! 8-) А оно вон как оказывается:
Лучшее — всегда враг хорошего. Если незначительное, само по себе случайное, наследственное изменение делает какой-либо орган хоть немного лучше и эффективнее, то носитель этого признака и его потомки составляют своим не столь одарённым сородичам такую конкуренцию, которой те выдержать не могут. Раньше или позже они исчезают с лица Земли. Этот вездесущий процесс называется естественным отбором.

2 комментария:

  1. Сидел вот только что, думал про Лоренца и Лема пост в жж накатать, про выражение ими одной идеи разными способами. В "Агрессии" Лоренц размышляет о том, в сколь многих и сколь важных формах человеческого поведения агрессия играет роль мотивирующего фактора. Лем же в фантастическом "Возвращении со звёзд" описывает ослабление, выпадение важных форм человеческого поведения вследствие полного выключения агрессии путём т. н. "бетризации". Семейные узы и дружба еле-еле живы в лемовской антиутопии, у людей исчезло всякое стремление летать к звездам... Стал искать в гугле - знакомы ли были Лем и Лоренц лично или читал ли один труды другого. Наиболее конгруэнтный ответ поисковика привел к Вашему посту в читательском дневнике. Забавно :)

    ОтветитьУдалить
  2. Действительно забавно. 8-)Поисковики работают хорошо и быстро. 8-)

    Насчет знакомства было бы интересно, конечно, узнать... Кругозор Лема необъятен, по-немецки он читал свободно, а Лоренц наверняка писал не только популярные книги, да и тему эту разрабатывал тоже, наверное, давно...

    Но я в очередной раз убедился в том, что Лем велик! 8-)

    ОтветитьУдалить