понедельник, 9 августа 2010 г.

Николай Васильевич Гоголь "Мертвые души"

Давно хотел перечитать - и вот сподобился. Получил ожидаемую массу удовольствия. 8-) Ну просто таки "майский день... именины сердца..." 8-) Какой великолепный язык! Как прекрасно читается - при кажущемся многословии! Образно, точно - ну, Гоголь, что уж тут говорить. Да и о содержании говорить практически нечего - ну кто ж не знает историю человека "не красавца, но и не дурной наружности, ни слишком толстого, ни слишком тонкого; нельзя сказать, чтобы старого, однако ж и не так, чтобы слишком молодого". 8-)

Но оказалось, что обрывков второго тома я в свое время не читал, так что восполнил пробел. Новые характеры - и ведь совсем другие, чем уже описанные. И как только он их придумывает... Ну, то есть, ясно, что не придумывает, а описывает, но все равно - разнообразие поражает. 8-) И ведь появились и приличные люди! На свой манер, конечно - но кто бывает без изъяна. А диалог Тентетников и Чичикова об обращении на "ты", в котором герои просто-то таки не могут друг друга понять?! Великолепно.

Сначала мне показалось, что изменения, произошедшие в Чичикове в конце (после обвинения, тюрьмы, освобождения), совершенно нехарактерны, но в конце концов я понял, что изменений-то и нет, по существу, а есть возраст и понимание, что старые способы одурачивания уже пора менять. Велик Николай Васильевич, велик.

Ну и, конечно, грустно. Почти двести лет прошло - и ничего же не изменилось, кроме смены брички на автомобиль и тараканов в гостиницах поменьше стало... Как правило. 8-(

2 комментария:

  1. Ой, как завидую :) Я тоже давно уже собираюсь перечитать. «Миргород» и «Вечера на хуторе» недавно читал, а вот «Мертвые души» все откладываю и откладываю...

    ОтветитьУдалить
  2. Ну а я "Вечера на хуторе..." откладываю, так что мы с тобой в одинаковой ситуации. 8-) Я, собственно, вообще хочу у него всё потихонечку перечитать, уже пора. 8-)

    ОтветитьУдалить