вторник, 30 ноября 2010 г.

Александр Кушнир "100 магнитоальбомов советского рока"

Вообще-то, я не очень люблю и понимаю советский рок. Как выяснилось. 8-) Я балдею от "Машины времени" и "Воскресенья" (полностью убираешь тембра на Маяке-203, громкость на середину - и ухом к динамикам, чтобы разобрать слова...), мне очень нравятся "Аквариум" и "Чайф", я люблю Цоя и два альбома "Наутилус Помпилиус", очень уважаю Шевчука... Но вот знаменитые "Аукцион" или какие-нибудь "Странные игры" - это совершенно мимо меня, "Ноль" - кроме трех песен! 8-) - совсем не греет, а уж, не дай бог, "Гражданская оборона" - это вообще за пределом моего эстетического понимания. Но все равно интересно, что же тогда было и как оно все делалось. 8-)

Сначала идет общий обзор - как обстояло дело с распространением записей в те времена, кто этим занимался, как они скрывались и что им за это было. Правда, на мой взгляд, все это несколько преувеличено... С записями наших групп, конечно, было непросто, хотя все находилось, что хотелось (вплоть до того, что в армии 82-84 года у нас на БАМе вполне себе ходили записи "Динамика" и "Пикника"), а с западными группами все было очень просто при наличии денег: идешь в студию звукозаписи Дома быта "Горизонт" и за трояк имеешь катушку 525 метров с двумя альбомами кого угодно - стены были полностью обклеены "ассортиментом продукции". И все эти "писатели" (не литературных произведений, а музыки с катушки на катушку) делали, безусловно, нужное и важное дело - и огромное им спасибо! - но были в основном просто коммерсантами. И без проблем переключились с русского рока на "Ласковый май" и "русский шансон", когда именно на них появился спрос...

Мне, как постоянному посетителю Дворцов пионеров в детстве и юности, а сейчас даже и работнику этого самого Дворца пионеров (пусть и с новым названием 8-)), было очень любопытно, что студия Андрея Тропилло (знаменитый АнТроп) размещалась в Доме юного техника. Дополнительное образование работало на русский рок! 8-)

А потом идет история создания, записи и распространения ста альбомов русских рокеров. Автор говорит, что это не сто лучших, а сто знаковых работ. То есть, как-то повлиявших на музыку, то, без чего русский рок был бы пусть немного - но другим. Я как-то автору в этом поверил и, скажем, один (самый первый, "с дудками") альбом "Машины времени" и пять (!) альбомов "Аквариума" в этом списке - это справедливо. Наверное. 8-) Но вот почему в этот список попал Лаэртский - я не понимаю. Я его, правда, не слушал (но, конечно, слышал - все мы ездим в маршрутках, да и среди знакомых есть любители), но сдается мне, что это таки не рок... Ну да ладно.

В общем, было любопытно. Подробности, тонкости, специфика - как могли писаться под портвейн и как не могли уже 8-), кто кого куда привел и кто сам случайно зашел - и был тут же привлечен, так как не хватало вот именно вот этого инструмента... 8-) А еще я понял, что ни черта не понимаю в звукозаписи. Там такие тонкости, оказывается... Как слабо прописаны барабаны и как выпирает голос, как ужасно звучит драм-машина и как музыканты долго подбирали нужный звук для гитары... А этого всего не слышу! Я слышу, что запись хорошая или что запись плохая - и все! Немного обидно. 8-)

2 комментария:

  1. Конечно, насчёт запретов и преследований, это вряд ли. В 1980-81 гг на симферопольском радио на УКВ ЧМ, там где обитал и вероятно обитает сейчас первый украинский радиоканал, со вставками местного вещания, была стереопрограмма: каждый вечер, часов с шести до восьми, после "настройте свои радиоприёмники" с перестуком шариков для пинг-понга передавали как не Макаревича, так какой-нибудь там Аракс. Про записи и говорить нечего, было бы желание.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, про доступность записей я и сам написал - именно "было бы желание". А вот насчет этого вашего радио - это нонсенс и флюктуация. 8-) Единственное, что могу предположить, что в других республиках с этим делом было сильно проще, чем в РСФСР. Ну не зря же рок-фестивали проходили в Тбилиси и Прибалтике...

    ОтветитьУдалить