суббота, 13 февраля 2010 г.

Стивен Хокинг "Красткая история времени. От большого взрыва до черных дыр"

Автор - замечательный человек и книга замечательная. Хокинг может передвигаться только на инвалидной коляске, не может говорить - общается при помощи компьютера с синтезатором речи. При этом - большой ученый, женат, двое детей... Поразительно!

Обзорная книга о развитии научного представлении о происхождении нашего мира, о теории относительности и квантовой механике, о черных дырах и теории струн (но еще не суперструн. Или это одно и то же? 8-)). Написана очень просто и доступно, во всей книге всего одна формула - знаменитая E=mc2. Издатель пообещал, что каждая используемая формула вдвое уменьшит тираж, но без этой все-таки не удалось обойтись. 8-) При всей простоте таким дремучим людям как я надо все-таки читать медленно и вдумчиво - не все понимается и представляется с первого раза. Я, пожалуй, отдельные места буду перечитывать... Скажем, отличие слабого и сильного антропных принципов я совсем не уловил - и это только самое простое, из того, чего я не понял. 8-)

Интересно, почему автор оперирует строго миллионами? "Тысяча миллионов миллионов миллионов миллионов миллионов миллионов". Есть же миллиарды, все было бы короче... 8-)

Совершенно изумительное пари автора с одним из своих оппонентов. Сейчас найду...
Существуют и другие модели, объясняющие результаты наблюдений Лебедя Х-1 без привлечения черных дыр, но все они довольно искусственны. Черная дыра представляется единственным совершенно естественным объяснением наблюдений. Несмотря на это, я заключил пари с Кином Торном из Калифорнийского технологического института, что на самом деле в Лебеде Х-1 нет черной дыры! Для меня это пари – некая страховка. Я очень много занимался черными дырами, и вся моя работа пойдет насмарку, если вдруг окажется, что черные дыры не существуют. Но в этом случае утешением мне будет выигранное пари, а по его условиям я в течение четырех лет буду бесплатно получать журнал «Private Eye». Если же черные дыры все-таки существуют, то Кип будет целый год получать журнал «Penthouse». Заключая пари в 1975 г., мы были на 80% уверены в том, что Лебедь Х-1 является черной дырой. Сейчас наша уверенность возросла, я бы сказал, до 95%, но пари остается в силе.

Прелестно! 8-) И как сказано в послесловии:
Если же черные дыры есть, Торн получает годовую подписку на «Penthouse», а Хокинг (вполне вероятно) Нобелевскую премию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий